a_modem (a_modem) wrote,
a_modem

Вокруг Сирии за 10 дней - часть вторая

День третий. Аль-Мансура – Аль-Рассафа

С берегов Евфрата мы выбирались стопом, и первый опыт оказался вполне удачным. До трассы моментально схватили легковушку, дальше пересели в большой грузовик. К слову сказать, сирийских водителей совершенно не волнует, сколько человек поместится в кабине или кузове: если втиснулись втроем с рюкзаками в небольшую кабину грузовика – значит, так надо. Поэтому перемещение автостопом нераздельной тройкой ничуть не медленнее, чем парой – разве что, чуть менее комфортно. Но в этот раз в кабине было тесновато, поэтому Таня с Вовкой сбежали в кузов, а я остался с водителем в кабине – отслеживать по GPS нужную нам точку. Правда, когда грузовик разогнался более чем до 100 километров в час, а я посмотрел на оставшееся расстояние (около 70 километров), то я серьезно испугался за их здоровье и жестами попросил водителя, чтобы притормозил и мы все пересели в кабину. Отказались – сославшись на то, что в кузове прикольнее.

От городка Аль-Мансура идет малоприметный отвилок на древний Сергиополис, или, по-арабски, Аль-Рассафа. Ситуация с попутными машинами там была неясная, а идти по пустыне более двадцати километров грустно – поэтому дальше мы схватили такси за довольно небольшие деньги. Сергиополис – город, затерянный в пустыне – судя по имевшейся у нас информации, должен был оказаться совершенно нетуристическим местом. Поэтому, когда увидели у входа в руины дорогой ресторан и несколько припаркованных автобусов, мы пришли в уныние. Впрочем, все оказалось не так плохо: как выяснилось, автобусные туристы дальше ресторана почему-то не ходят, а самые любопытные из них бегло осматривают примыкающие к нему метров двадцать-тридцать руин и возвращаются обратно – видимо, боясь перегрева. А дальше начинается тот самый занесенный песком город без единого человека в окрестностях. Среди сохранившихся строений, в основном остатков раннехристианских храмов, то и дело попадаются шурфы – судя по форме и размерам, выкопанные отнюдь не официальными археологами. Впечатляют огромные подземные залы – возможно, бывшие водохранилища, сходные с византийской цистерной в Стамбуле. Огорожены они весьма условно, но внутри без веревок делать нечего.

Палатку поставили прямо внутри руин базилики. В то врем, как мы ходили вокруг лагеря и снимали закат, к нам подошли двое – судя по связке ключей в руках одного из них, сторожа. Заглянули в базилику (там уже стояла палатка, а большой камень среди зала был приспособлен под обеденный стол) – и спросили, здесь ли мы будем спать. Врать уже смысла не было. Спросили откуда – ответили, что из России. Немного пообщались с нами, похихикали и ушли. Подождав для приличия полчасика, не приведут ли полицию, мы завалились спать. Никто больше так и не пришел.

День четвертый. Алеппо

Утром вышли на трассу и попытались стопить, но маршрутки подходили быстрее, чем кто-либо успевал остановиться, а проезд в них стоил довольно смешных денег – так что до Алеппо в итоге добрались общественным транспортом.

Алеппо (на местном наречии – Халеб) часто называют самым европеизированным городом Сирии. Внешне это, пожалуй, так: широкие улицы, большие регулярно спланированные площади, европейская архитектура… Но с вещами, имеющими куда болшее значение для путешественника, здесь дело обстояло куда хуже, чем во многих других сирийских городах: таксисты паталогически не понимают английский, поесть не сильно ранним утром проблема (везде предлагают только завтрак, а мы уже порядком изголодались), да и гостиниц не наблюдается.

В конце концов, с трудом найдя какой-то ресторанчик и убедившись, что откроется он только через пару часов, мы спросили у владельца, не знает ли он дешевых гостиниц в городе. Тот сказал, что одной такой гостиницей как раз владеет его друг, написал адрес по-арабски – и послал с нами человека, чтобы проводил.

Гостиница оказалась вполне приличной (номер вполне тянул на нормальные европейские 2 звезды), но еще более интересной оказалась компания. Особенно запомнился один ливанец. Он рассказал нам, что сам он коммунист, очень любит Ленина и Путина (тут же последовали вопросы, любим ли их мы, и пришлось выкручиваться), что у него русская жена, а сам он по-русски почти все понимает, но не говорит. У него три паспорта – сирийский, ливанский и российский – и в зависимости от того, в какую страну едет, он выбирает нужный.

Через некоторое время ливанец поставил перед нами на стол стакан с чем-то, похожим на траву и сказав, что он хочет нас этим угостить, куда-то убежал. Пока мы соображали, что это значит, и стоит ли это курить, или наоборот лучше оставить стакан на столе и вернуться в номер, он вернулся с чайником кипятка и залил в «траву» - оказалось, что это всего-навсего матэ. Беседа продолжилась. Наш новый знакомый рассказал, что очень любит Питер, но ему невозможно там жить – и в подтверждение показал шрамы по всему телу: «Я черный – а Петербург – это crazy city. Голубоглазые, светловолосые…» - ливанец с трудом подбирал русские слова, чередуя их с английскими. Стыдно было за наших соотечественников, избивших его – о которых он говорил даже безо всякой злобы, и удивительно было, что этот человек, несмотря на все, любит Россию, русских и Питер.

В Алеппо я, наконец, обнаглел настолько, что начал снимать людей – девушек на улицах, молящихся в мечети, просто прохожих… Кажется, никто из них не был против – во всяком случае, когда меня «засекали», никакой агрессии не следовало (хотя, вспоминая опыт Индии, я старался снимать максимально незаметно). В целом, сирийцы вполне нормально относятся к фотографированию, а иногда, заметив фотоаппарат, даже просят сфотографировать их – что нетипично для мусульманской страны, но, тем не менее, факт.

День пятый. Хама

Садясь в автобус до Хамы, мы встретили двух чехов. Когда приехалия, спросили у них, где они будут стоять и не знают ли каких-нибудь дешевых отелей в городе. В ответ чехи достали… разумеется, Lonely Planet. Запомнив названия нескольких бюджетных отелей, мы пошли сдаваться таксистам. Те, с ходу приметив нас бекпекеров, на чистом английском тут же предложили Cario Hotel, стоящий первым в списке Lonely Planet. Мы, разумеется, согласились.
Более всего, Хама известна своими деревянными колесами – нориями. Они служат для подъема воды. В самой Хаме колеса стоят, но в окрестностях до сих пор используются для орошения (уже выезжая из города, мы видели действующие колеса). Еще этот город примечателен необычайной зеленью. После сирийской пустыни, Хама показалась нам райским садом: по берегам Оронта сплошные заросли, все цветет и зеленеет…

До поездки в Сирию, где-то я читал, что Хама известна своими патриархальными нравами – до такой степени, что даже самим сирийцам здесь не комфортно. Какое там! Сейчас эта информация сильно устарела, и количество женщин в Хаме без платков, пожалуй, немногим меньше, чем в некоторых христианских кварталах других городов.

В отеле мы поселились, разумеется, на крыше. Крыши на Востоке – это не только самое дешевое место ночевки, но и своеобразные клубы вольных путешественников со всего мира. Запершись у себя в двух-трех-местном номере, толком не общаешься с другими постояльцами, разве что перекидываешься парой фраз. А крыша – это именно место общения. С нами стояли пара итальянцев и китаец. Перезнакомились, итальянцы принялись мне рисовать в записной книжке схему доставания в Хаме пива и прочих, еще более интересных, напитков. Потом разговорились с китайцем. Общение с ним было еще более актуально в связи с тем, что у нас уже лежали к тому моменту купленные «наугад» случайно пробегавшие билеты Москва-Пекин.
Кто сказал, что китайцы практически не путешествуют? Наш новый знакомый объехал, кажется, пол-мира, и мог рассказать много интересного про многие страны – начиная от получения визы и заканчивая особенностями автостопа. Ко всему прочему, он оказался мусульманином (это выяснилось, когда мы позвали его пить купленный только что арак).
Tags: Сири, автостоп, путешествия, фото

• Малайзийская макроохота - часть 2

Читать первую часть Перед тем, как уходить на несколько дней в джунгли, мы предприняли небольшую экскурсионную вылазку на пол-дня. Хотелось…

• Приглашаю на выставку (Нормандия, Бретань)

8 ноября в Клубе имени Джерри Рубина (Москва, Ленинский проспект, 62/1) в 17:00 состоится открытие моей фотовыставки, посвященной Нормандии и…

• Над ледяной Вселенной

Пожалуй, не так много найдется мест на планете, столь разительно различающихся зимой и летом. Кристально-прозрачные воды Байкала, скованные…